5 колесо,
2 мая 2017 г.
Бумага больше не нужна: как электронные ПТС изменят рынок 793 просмотра
Переход с бумажных на электронные паспорта транспортного средства начался ещё в прошлом году, но ожидается, что закончится этот процесс не раньше июля, так как пока ещё не во всех регионах России приняты необходимые нормативные акты. Расскажем о том, какие изменения произойдут на авторынке после полного перехода на электронные ПТС.
Как это работает
Ещё 27 июня прошлого года вступило в силу соглашение о введении единой системы электронных паспортов на территории пяти стран Евразийского экономического союза. Кроме того, в конце марта с такой инициативой выступили в Минпромторге совместно с МВД и Федеральной таможенной службой.
Постепенная замена бумажного документа на новый вид в России, согласно этому проекту, завершится уже 1 июля, после чего бумажный ПТС утратит свою силу. Сейчас проект отмены ПТС проходит процедуру публичного обсуждения.
По замыслу авторов инициативы, замена бумажных ПТС должна упростить работу автопроизводителям, ГИБДД и налоговым органам: вся деятельность по оформлению, внесению корректировок в ПТС и оформлению запросов переходит в интернет – оператор создаёт сервер, на котором будет храниться единая база данных о каждом автомобиле.
Как заявил Борис Ионов, глава отдела АО «Электронный паспорт» (администратор системы ЭПТС), после перехода на подобные ПТС все услуги по таможенному оформлению, налогообложению, перемещению транспортного средства, его купле-продаже и допуску к эксплуатации должны перейти в электронный вид.
В прошлогоднем проекте предполагалось, что к полной версии ПТС будут иметь доступ только налоговые и правоохранительные органы. А общедоступная выписка из него будет содержать следующую информацию:
— VIN (Идентификационный номер)
— Название, категория и марка ТС
— Номер двигателя, шасси и кузова
— Цвет ТС
— Год изготовления
— Мощность, объём марка и тип двигателя
— Экологический класс
— Максимальная масса
— Территория, на которой можно зарегистрировать ТС
Для купли-продажи это не очень удобно, потому что из выписки нельзя узнать месяц изготовления транспортного средства, а от этого зачастую зависит ее рыночная стоимость. Также в выписке не значится страна сборки автомобиля, что тоже имеет значение при купле-продаже – как известно, иностранная сборка оценивается выше, чем отечественная.
Ещё одним новшеством стало отсутствие в ПТС (и в полной версии, и в выписке) данных о текущем и предыдущем владельцах автомобиля. Позже Минпромторг предложил вариант, когда сведения о владельцах ТС заносятся в базу только с их согласия.
ПТС будет оформляться при приобретении автомобиля в автосалоне. Когда автовладелец ставит транспортное средство на учёт в ГИБДД, об этом извещается оператор АО «Электронный паспорт», который и вносит изменения в электронный документ.
Принуждать водителей менять документ не будут. Информация о транспортном средстве будет хранится в базе бессрочно, даже после утилизации.
Что дает ЭПТС: плюсы цифры перед бумагой
Версия проекта, предложенного Минпромторгом, должна значительно облегчить жизнь всех участников авторынка: создаётся единая база с информацией по автомобилям, которая, как считают в ведомстве, сильно усложнит возможность искажения данных и защитит потребителей. ЭПТС позволит отслеживать любые негативные случаи в истории автомобиля: арест, залог, страховые случаи и пробег.
Сколько стоит замена ПТС в 2017 году? ЭПТС обойдётся гражданам дешевле: 50 рублей для автопроизводителей и 600 рублей для физлиц, тогда как выдача бумажного ПТС стоит 800 рублей.
После внедрения инициативы должно значительно сократиться время на госрегистрацию автомобиля, так как инспекторы получат доступ к базе данных электронных ПТС. Правительство ожидает, что внедрение нового вида паспортов сократит расходы бюджета, так как исчезнут затраты на выпуск бланков (хотя пока не известно, сколько будет стоить обслуживание проекта).
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что только в этом году внедрение ЭПТС принесёт в бюджет почти 3,5 миллиарда рублей, причём большая часть из них поступит благодаря увеличению налоговых поступлений от «реализации автомобилей через официальных дилеров и крупных независимых игроков».
Создание единой базы автомобилей должно очистить рынок от транспортных средств, которые не отвечают требованиям безопасности, обеспечить государственный надзор за внесёнными в конструкцию машины изменениями, а также усилить контроль за таможенным перемещением автомобилей. Кроме того, инициатива убережёт машину от криминала: угона, разборки на запчасти, перебивки номеров и т.д.
Соответственно, внедрение ЭПТС повлияет на продажи автомобилей с пробегом: теперь клиенты будут предпочитать покупать у официальных дилеров, так как система электронный паспортов предоставит достоверные данные о подержанных автомобилях.
Как ЭПТС упростят жизнь страхователя
Внедрение ЭПТС – хорошая инициатива для всего рынка. Сегодня ряд страховых компаний регулярно предъявляет новые требования в отношении всевозможных проверок автомобиля до момента принятия его на страхование. И зачастую, большая часть споров возникает именно в отношении ПТС – с внедрением ЭПТС сложностей должно стать меньше. Примеры:
1. Авто куплено в кредит, и ПТС забирает банк. Страховщик требует предоставить оригинал – не фото или скриншот с экрана компьютера, а именно скан оригинала ПТС. Банку зачастую требуется несколько дней, чтобы рассмотреть входящее обращение и по запросу клиента выдать на пару дней оригинал ПТС. С внедрением ЭПТС этот процесс может сильно упроститься.
Главное, чтобы страховщики и банки не забывали менять регламент взаимодействия в связи с нововведением, ведь по текущим правилам банку при выдаче автокредита зачастую нужен именно «бумажный» оригинал ПТС – услуга кредитования без передачи документа, как правило, стоит дороже. Тем не менее, до внедрения системы этот вопрос могут решить, например добавлением в базу данных графы о том, что машина приобретена в кредит, и продать её без разрешения банка будет невозможно.
2. В ПТС было внесено несколько изменений (не всегда его замена связана лишь с перепродажей авто): например, автовладелец решил поменять госномер или продать авто родственнику и т.д. Стандартная замена оригинала ПТС усложняет процесс принятия ТС на страхование по КАСКО – в случае с электронным паспортом процедура также должна стать проще.
3. С каждым годом страховщики расширяют требования по заполнению страховой документации, к примеру, предлагают указывать даты выдачи ПТС, разрешенную максимальную массу, номер двигателя и т.д. Очевидно, что «общедоступных» данных о цвете кузова и мощности автомобиля страховым компаниям для оформления документов будет недостаточно – однако если к реализации инициативы подойти грамотно и расширить объем данных в ЭПТС, процесс оформления электронного полиса также можно будет ускорить.
Ложка дегтя: минусы ЭПТС
Тем не менее, у законопроекта есть и обратная сторона. Например координатор «Общества синих ведёрок» Пётр Шкуматов не уверен в том, что система будет надёжно защищена. Любая электронная база подвержена взлому, а значит потенциальный злоумышленник сможет внести изменения в ПТС, например указать, что машина числится в угоне. Шкуматов предлагает вместе с электронным ПТС не отказываться от бумажного документа, который будет подтверждать законность данных, внесённых в базу.
Ещё одно опасение, которое вызывает инициатива — нестабильность работы серверов. Что будет, если реестр ЭПТС «зависнет» на несколько часов? Это остановит множество сделок, связанных с российским авторынком по аналогии с подобным прецедентом с базой данных по недвижимости.
Несмотря на бонусы нововведения, ожидается, что на начальных этапах ЭПТС не будет значительно влиять на дилерские продажи, так как будет использоваться наряду с бумажным документом. Другой вопрос: как после повсеместного внедрения ЭПТС поступать тем, кто захочет купить авто без участия дилера?
Несмотря на то, что проект был анонсирован уже давно, в АО «Электронный паспорт» переживают, что к 1 июля инициатива может быть ещё не готова, и выдача ЭПТС начнётся позже запланированного срока. Процесс публичных обсуждений инициативы можно посмотреть здесь.
Михаил МИХЕЕВ Материал подготовил страховой эксперт компании Insurance Team
Вся пресса за 2 мая 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Автострахование
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Рязанские новости, 20 декабря 2024 г.
Рязанцы стали больше страховать жизнь и здоровье
|
|
Молодежная газета, Уфа, 20 декабря 2024 г.
Башкирия внесла в Госдуму законопроект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
Независимая уральская газета, 20 декабря 2024 г.
Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму проект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Тренд, Баку, 20 декабря 2024 г.
В Азербайджане произведены страховые выплаты по лимонным, мандариновым и апельсиновым садам
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|